Как правильно «прочитать» шину?
Маркировка шин
На каждой шине есть полная информация о ней, но для многих показателей используются специальные индексы, к тому же в обозначении одного показателя могут использоваться несколько систем измерения (например, давления в шине)
Как во всем этом разобраться? На самом деле всё не так уж и сложно.
Вот параметры шины, которые можно прочитать по ней самой:
- дата изготовления;
- грузоподъемность;
- максимальная скорость;
- Рекомендуемое давление
- километраж эксплуатации до износа;
- качество сцепления;
- наиболее подходящий вид транспорта;
- сезон и погодные условия для ее эксплуатации.
Итак, поехали разбираться!
Размер шины
Самое первое и важное, что нужно знать о шине — это ее типоразмер.
Этот показатель записывается в форме XXX/XX R XX. В таком формате указывается основная масса легковых шин, а также некоторые грузовые, индустриальные и сельхозшины.
Разберем на примере легковую шину с размером 245/55 R19. Что можно понять из этих цифр:
Первые три цифры ХХХ (245) — ширина протектора в миллиметрах – 245 мм
Вторая цифра ХХ (55) — высота профиля покрышки, НО! Не в миллиметрах, а в ПРОЦЕНТАХ! Другими словами, это номинальное отношение высоты профиля к его ширине (%). Т.е., в нашем случае высота профиля равна 55% от ширины протектора 245мм. Итого получается высота профиля 245*55%=134,75мм (13,48см). Очень интересный момент, о котором мало кто знает, правда? Понимание этого момента позволяет наилучшим образом подобрать взаимозаменяемый размер, если вашего, например, нет ни в одном ближайшем магазине.
Возьмем еще, к примеру, один из самых популярных размеров 175/65 R14. Ширина профиля 175мм, высота 65 - 175*65%=113,75мм (11,38см). И взаимозаменяемый к нему 185/60R14, у которого будут показатели ширины протектора 185мм (на 1см шире, что не критично, если стоит диск с «родными» для автомобиля размерами), высота профиля 60 - 185*60%=111мм (11,1см). Как видим, разница всего лишь в 2,8миллиметра, а не в 5см, как многим кажется.
Далее видим буквенный код R (Radial), которая также сбивает с толку многих. Итак, R (или D) – обозначение конструкции шины. R- означает, что шина радиальная, т.е. нити корда внутри шины располагаются в радиальном направлении. Если вы увидите букву D это будет означать, что нити корда внутри шины располагаются в диаметральном направлении.
Направление этих нитей во многом определяют свойства шины. Практически вся легковая шина в настоящее время изготавливается с радиальной конструкцией, за исключением некоторый моделей для автомобилей повышенной проходимости, например 175/80 D16 ВШЗ ВЛИ-5 85 P БК Автошина для а/м Нива. Иногда D заменяют знаком тире «-» , в таком случае размер на боковине шине будет выглядеть так 175/80-16.
Третья цифра, которая идет после R - ХХ — Посадочный диаметр шины, обозначается в дюймах. На нашем примере 245/55 R19 посадочный диаметр шины 19дюймов (19”x2,54см=48,26см), он же соответствует диаметру диска, на который планируется монтироваться шина.
Индексы грузоподъемности и скорости
Следующие по важности показатели – индексы нагрузки и скорости.
Индекс нагрузки выражается в числовом эквиваленте, скорости – в буквенном
Приведем таблицу со значениями данных индексов
Значение индекса нагрузки указывается на каждое колесо в отдельности, у разных производителей может незначительно отличаться (примерно в пределах 50кг, что как правило не критично). Чтобы посчитать общую грузоподъемность, умножьте на 4. Также это значение может быть записано в другом месте в более простой форме: Max load — xxx kg.
Индекс скорости обозначает максимальную скорость, для которой предназначена шина. Превышать этот показатель при эксплуатации не рекомендуется.
Давление в шинах
Давление на шине указывается в PSI или кПа. PSI (pound-force per square inch) - фунт на квадратный дюйм, единица измерения давления в США. На покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если на покрышке указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. На шинах для спецтехники, чаще всего, можно увидеть значение "монтажного давления". Оно означает допустимое давление при монтаже шины на обод, после монтажа шину можно накачивать до эксплуатационного давления.Давление в шинах оказывает значительное влияние на безопасность и экономичность автомобиля. Поэтому давление в шинах следует проверять регулярно (ежемесячно) и, что особенно важно, перед длительными поездками. Контроль давления следует проводить на холодной шине (никогда не корректируйте давление нагретой шины).
Тормозной путь связан с давлением в шинах. При скорости 100 км/ч тормозной путь правильно накачанных шин составит 40 м по сравнению с 42,4 м при спущенных шинах. Следовательно, производительность лучше почти на 6 % или 2,4 м.
Неправильное давление в шинах приводит к неравномерному износу шины. Слишком низкое давление приводит к износу плечей и представляет опасность повреждения конструкции шины. Слишком высокое давление приводит к износу центра шины.
Дата изготовления
Обычно обозначается в округлом прямоугольнике, но может быть и без рамки, в формате ХХХХ. Две первые цифры — неделя, а две вторые — год. Например, на фото мы можем понять, что шина была изготовлена в течении Пятнадцатой недели 2019 года, т.е. в период с 08 по 14 апреля 2019 года.
Исполнение шины
Как Вы наверняка знаете, шина бывает камерная и бескамерная.
Бескамерная шина обозначается латинскими TL или TBL (Tubeless – Бескамерный с англ.)
Камерная шина имеет на своей боковине обозначение TT (TubeType, на немецких покрышках пишут Mit Schlauch)
Cтрана-производитель
Всё просто - страна, в которой была изготовлена шина, обычно так и пишется: Made in Russia, made in Germany и т.п.;
Название бренда и модель
К примеру на фото автопокрышка Бренда Pirelli модели Scorpion Verde
Производители любят себя выделить, поэтому это зачастую наименование шины имеет самые крупные размеры
Направленность - Rotation
Если шина имеет направленный рисунок протектора, то этот факт обязательно маркируется словом Rotation и как правило рядом обозначается стрелка, указывающая направление качения (чтобы шину задом-наперед случайно не поставить).
Внешняя и внутренняя сторона
Обозначается у шин с ассиметричным рисунком протектора. На соответствующих сторонах (боковинах) указывается маркировка Inside/Outside
Также может присутствовать маркировка Left или Right - в первом случае шина может устанавливаться только на левую сторону автомобиля, во втором — только на правую
Индекс износостойкости обозначается словом treadwear. Его единица равна 480 км. Умножьте цифру рядом с этим словом на это значение. Если treadwear равен 400, то значит, что в условиях испытаний на полигоне такая шина износилась, проехав 192 000 км. Также этот параметр может быть обозначен отдельно в виде аббревиатуры TWI.
Traction — это параметр качества сцепления шины на мокром дорожном покрытии. Имеет значения от AA — лучшего уровня, до CC — худшего. У шин для обычных легковых машин, как правило, стоит класс A, а высший класс предназначен для спортивных и гоночных.
Temperature — это способность шины выдерживать нагрев при езде на определенной скорости. Здесь три значения:
A — более 184 км/ч;
B — 160-180 км/ч;
C — 130-160 км/ч.
У шин современных легковых автомобилей чаще всего значение этого индекса — A.
Подходящие погодные условия
- M+S - эту маркировку используют, в основном, европейские производители. M означает Mud (грязь), а буква S — Snow, снег.
- AS (All Seasons, Any Season) - покрышка пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction) - всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter) - в переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost - так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather) - подходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain) - резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain) - покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
- 3PSF (3-Peak Mountain Snow Flake) - специальная маркировка 3PSF на боковине шины свидетельствует об успешных испытаниях в зимний период. В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF наносится только в случае, если шина соответствует нормативам «индекса эффективности на снегу». Коэффициент сцепления шины с заснеженным дорожным покрытием высчитывается по трем основным параметрам, полученным в результате дорожных испытаний. Испытания на надежность сцепления с покрытием проводятся при торможении на снегу и при разгоне, а также при ускорении во время прохождения поворота.
Европейский сертификат
Буква E c цифрой указывает на то, что шина соответствует правилам Европейской ассоциации по стандартам шин (ETRTO) и имеет соответствующий сертификат. Цифра указывает на страну, которая его выдавала — но это не играет роли, так как требования ETRTO единые. При этом шина может быть произведена где угодно.
Класс подходящего транспортного средства
На некоторых шинах можно встретить обозначение разновидности машины, для которой они предназначены:P — легковые пассажирские машины;
SUV — полноприводные внедорожники;
C или LI — небольшие грузовые машины, микроавтобусы;
ST — специальный трейлер;
M/C — мотоцикл;
T — временная шина;
CMS — горно-строительная техника;
HCV — тяжелая строительная техника;
LCM — лесозаготовочная техника
LPT — прицепы.
Технические коды и подписи производителя
Уникальные знаки производителя, указывающие на то, что шины предназначенные для определенной модели автомобиля, например AO для оригинальных шин Audi, а пятиконечная звезда — для BMW;код DOT — американское обозначение, в котором зашифрованы завод, пресс-форма и партия производства.
Индикатор износа шины
метки, позволяющие оценить износ шины.
Его легко найти, если внимательно рассмотреть боковую часть протектора, обычно напротив индикатора ставится стрелочка или буквенный код TWI. Тут тоже все просто – протектор стерся до индикатора – пора менять шины.
Шипы
На шипованных покрышках указывают следующее:
- AD - алюминиевые шипы.
- SD - шипы с твердосплавным сердечником.
- DD - шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD - шипы с овальным сердечником.
- MD - пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Цветные метки на шинах
Красная точка или треугольник ставится в самом жестком месте на боковине покрышки. При установке шины на легкосплавный диск эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник ставится на самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтая метка означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Иногда можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Защита от проколов
Производители покрышек используют разные технологии по защите от порезов и проколов.
Производитель |
Маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat |
Kumho | RF |
Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Pirelli | EUFORI@ или RF |
Nokian | Run Flat или RF |
Yokohama | RF |
Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при потере давления от 50 до 150 километров на скорости до 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных особенностей. В частности:
- MFS (Maximum Flange Shield) - максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector), RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild) - шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base) - покрышка без защиты обода диска от повреждений об бордюры.
Дополнительная информация
При маркировке шин производители иногда указывают дополнительную информацию о качествах и характеристиках изделий:- PR - норма слойности. Для покрышек легковых автомобилей его значение, как правило, 4PR или 6PR. Надпись Reinforced в данном случае означает “усиленная” (имеет 6 слоев). Если шина имеет норму слойности 6PR или 8PR, то ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах (commercial, имеет 8 слоев).
- XL (Extra Load) - усиленная покрышка.
- Steel - металлический корд. Если этой надписи нет, значит используется корд из текстиля. Обозначение All Steel соответствует тому, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
- DOT X0 (Department of Transportation, Министерство транспорта США, X0 — код производителя покрышки) — американский стандарт качества.
- Plies: tread - состав слоя протектора.
- Sidewall - состав слоя боковины.
- DA или Secunda (в виде штампа) - такие печати ставят на покрышки, получившие в процессе производства незначительные дефекты, которые не препятствуют нормальной эксплуатации.
- Green X, Reduces CO2 - так обозначается резина, обладающая низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые “зеленые шины”).
- ND (Non Directional) - шина с ненаправленным рисунком протектора.
- NHS (Non Highway Service) - покрышка для малых скоростей.
- SAG (Super All Grip) - шины повышенной проходимости.
- SUV (Sport Utility Vehicles) - резина для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
- REGROOVABLE - возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
- RETREAD - покрышка была в употреблении и восстановлена.
- Studless - не подлежит ошиповке.
- Studdable - подлежит ошиповке.
- Studded - ошипованная покрышка.
- ГОСТ или ТУ - на отечественных покрышках пишут номер ГОСТа или технических условий, в соответствии с которыми было изготовлено изделие.
- ZR - высокоскоростные шины.
- Буква E в круге — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).
- ECE — альтернативный знак соответствия ЕЕС – е11
- Комментарии